Возмещение внедоговорного вреда в грузоперевозках

При перевозке грузов ущерб возникает не только в случаях, предусмотренных договором. Нередки случаи порчи транспортного средства вследствие неаккуратной погрузки или выгрузки, а также повреждения транспортным средством объектов инфраструктуры (шлагбаумов, ворот и так далее). Такой ущерб называется внедоговорным вредом. При этом, виновник и пострадавший не обязаны не состоять в договорных отношениях. К примеру, при повреждении прицепа на разгрузке виновником причинения ущерба является грузополучатель, в том время договор перевозки был заключён между грузоотправителем и перевозчиком. В этом случае у должника (причинителя вреда) возникает обязательство возместить причинённый ущерб кредитору (пострадавшему) в полном объёме.


Срок исковой давности по делам о возмещении внедоговорного вреда составляет 3 года. Рассмотрим случаи возникновения внедоговорного вреда отдельно.


Причинение вреда транспортным средством перевозчика.


В силу того, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, при возмещении вреда объектам инфраструктуры грузовладельца (шлагбаумам, воротам, трубопроводам, зданиям и сооружениям) следует руководствоваться положениями статьи 1079 Гражданского кодекса РФ. Основные выводы, которые можно сделать из содержания этой статьи:

  • возмещать вред обязано лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности, аренды, оперативного управления и т.п.;
  • вред возмещается независимо от наличия умысла виновника;
  • обстоятельствами, служащими основаниями для освобождения от возмещения вреда являются форс-мажор или умысел потерпевшего; отдельным случаем, при котором виновник освобождается от возмещения вреда, является доказанный виновником факт того, что транспортное средство выбыло из его владения (оперативного управления) на момент причинения вреда.

Крайне важным является тот факт, что виновный в причинении вреда возмещает вред пострадавшему. Это означает, что нельзя просто не доплатить перевозчику или того хуже диспетчеру некую сумму, которую грузоотправитель, грузополучатель или третье лицо сочли достаточной для возмещения причинённого ущерба.


Ещё одним немаловажным моментом является то, что в соответствии с положениями Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" № 40-ФЗ от 25.04.2002, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда, а пунктом 4 статьи 931 Гражданского кодекса РФ установлена возможность предъявления требования о возмещении вреда в пределах страховой суммы непосредственно страховщику.


Если в ходе манёвров на погрузке или выгрузке перевозчик совершил наезд на какой-либо объект (например, шлагбаум, ворота, трубу) или иным способом своими действиями вызвал ущерб (разрушил стену, сломал ограждение) и тем самым причинил материальный вред отправителю или получателю груза либо третьему лицу (к примеру, если грузовладелец арендует складские площади в логистическом терминале), действовать необходимо сразу — вызвать ГИБДД для фиксации ДТП и установления вины водителя транспортного средства, произвести оценку размеров причинённого вреда (составить смету на ремонт повреждённого объекта), направить перевозчику претензию с приложением заверенной копии сметы. В случае отказа перевозчика добровольно возместить причинённый ущерб следует обратиться в суд (важно соблюсти правила подсудности и подведомственности гражданских дел) для возмещения причинённого ущерба.


Простая недоплата суммы, на которую перевозчик причинил ущерб, может привести к тому, что оплата за перевозку груза будет взыскана в полном объёме в судебном порядке с учётом процентов за пользование чужими денежными средствами, гос. пошлины за подачу заявления и судебных расходов.


Причинение вреда транспортному средству.


Вред транспортному средств (тягачу и/или прицепу) перевозчика может быть причинён как на погрузке или выгрузке, так и в в процессе перевозки вследствие неправильной укладки груза отправителем. Исходя из того где и по чьей вине был нанесён ущерб транспортному средству перевозчика, следует предъявлять требования по возмещению причинённого вреда.


Ущерб, причинённый в ходе погрузки или разгрузки транспортного средства, в общем случае возмещается грузоотправителем или грузополучателем соответственно. Причинённый вред фиксируется. Для этого составляется акт. Так как обычно на месте происшествия представитель перевозчика только один — водитель, а причинитель вреда не особо горит желанием удостоверять произошедшее повреждение транспортного средства, на место происшествия следует вызвать полицию (чаще всего участкового уполномоченного полиции), который составит протокол осмотра места происшествия. К протоколу прикладываются фотографии, производится опрос свидетелей и лиц, имеющих отношение к происшествию.


Если ущерб транспортному средству перевозчика был причинён в ходе перевозки из-за неправильной укладки груза, обязанность возместить вред в этом случае обычно возлагается на грузоотправителя. Транспортное средство обязано прекратить движение, перевозчик обязан вызвать представителя грузоотправителя на место происшествия для участия в составлении акта. При уклонении грузоотправителя от составления акта в нём производится соответствующая отметка.


После фиксации факта причинения вреда транспортному средству перевозчика необходимо произвести оценку размеров причинённого ущерба. На основе данных оценщика следует подготовить претензию о возмещении причинённого вреда и направить её виновнику. В случае игнорирования или отклонения претензии следует обратиться в суд за защитой своих прав.


Факторы успеха возмещения внедоговорного вреда.


Основные факторы, влияющим на успех получения возмещения внедоговорного вреда это:

  • правильная фиксация и оценка причинённого ущерба;
  • нацеленность на конкретный результат;
  • взвешенный выбор представителя, который будет защищать Ваши интересы.

Всё это в комплексе даёт практически абсолютную гарантию того, что причинённый Вашему имуществу вред будет возмещён и взыскан с виновника.


Арбитражные суды и федеральные суды общей юрисдикции наработали достаточную практику по подобным делам. Юристы нашей компании также имеют достаточный опыт и квалификацию для того, чтобы эффективно защищать интересы клиентов, которые обращаются к нам за возмещением ущерба.


Примечания по теме настоящей статьи.


  1. К источникам повышенной опасности относятся предметы материального мира, обладание или управление которыми создаёт риск возникновения опасности окружающим людям, объектам,предметам, а также деятельность, занятие которой ведёт к тем же последствиям.
  2. Под дорожно-транспортным происшествием подразумевается событие, в результате которого при движении по дороге транспортного средства был причинён ущерб грузам, сооружениям, постройкам, транспортным средствам, пострадали или погибли люди.
  3. При выборе оценщика следует принять во внимание, что лицензии на осуществление оценочной деятельности в России отменены в 2008 году. Вместо лицензирования деятельности оценщики обязаны состоять в саморегулируемой организации (СРО) на основании статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".