Специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход — начал действовать с 2019 года и, по мнению участников рынка, является удачным нововведением в российском законодательстве. Благодаря ему десятки тысяч мастеров маникюра, фотографов и сантехников получили возможность стать самозанятыми, оказывать услуги гражданам и организациям легально, платить мизерный (6 и менее процентов) налог и не рисковать начислением НДС в случае попадание в поле зрения фискальных органов.
Государству тоже выгодно знать, что условный Иван Петров, получающий на свою личную банковскую карту 20-30 небольших переводов в месяц, занимается законной деятельностью и на него не нужно тратить ценные человеческие ресурсы, чтобы установить отправителей платежей и проверить — а не за раскладывание ли интересных пакетиков на клумбах у подъездов он эти деньги получает?
Но может ли самозанятый гражданин выступать в качестве перевозчика в том смысле, который определяется действующим законодательством регулирующем правоотношения сторон договора перевозки груза? Давайте разберёмся.
Самозанятые бывают разные
Плательщиком налога на профессиональный доход может быть как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, выбравший соответствующий налоговый режим (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). В обоих случаях действует ограничение на величину годового дохода, составляющее 2,4 миллиона рублей. В этом материале речь пойдет исключительно о физических лицах — плательщиках налога на профессиональный доход.
Перевозчик — ИП или организация
Правоотношения сторон договора перевозки груза регулируются главой 40 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (Устав автомобильного транспорта — УАТ), Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (Правила перевозки грузов автомобильным транспортом — ППГАТ).
Федеральный закон N 422-ФЗ не запрещает самозанятым оказывать услуги по автоперевозкам грузов при условии соблюдения всех установленных им ограничений, а также требований других федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих данный вид деятельности — это сообщает Минфин в письме от 03.11.2021 N 03-11-10/89392. При этом подпункт 13 части 1 статьи 2 УАТ однозначно определяет, что перевозчиком может являться только предприниматель или юридическое лицо.
Министерство финансов РФ в письме от 03.11.2021 N 03-11-10/89392 прямо отсылает к требованиям “других федеральных законов”, которым и является УАТ.
В разделе, посвященном налогу на профессиональный налог сайта ФНС РФ, услуги по перевозке пассажиров и грузов указаны в качестве вида деятельности, подходящего для применения этого спецрежима.
Вероятнее всего, подразумевается курьерская доставка небольших посылок, для которых не требуется составление транспортной накладной (ст. 8 УАТ, п. 7 ППГАТ). Для перевозки грузов с применением перевозочных документов, применение НПД физическим лицом недопустимо, так как противоречит законодательству. Касательно перевозки пассажиров такси противоречия нет — пп. 37 ч. 1 ст. 2 УАТ прямо допускает, что перевозчиком легковым такси может быть юридическое лицо, предприниматель или физическое лицо.
Последствия заключения договора перевозки с самозанятым
Последствия касаются налоговых рисков — доначисления фискальных платежей.
Самозанятый может “слететь” со своего режима, если выяснится, что он систематически получает оказывает услуги по перевозке грузов; критерии систематичности приведены, например, в письме ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614. Если коротко, то признаком систематического оказания услуг является “активное” поведение субъекта деятельности и неоднократное, то есть два и более раз за финансовый период оказание услуг. И напротив, “пассивный” доход (от сдачи в аренду объекта недвижимости, дивиденды по акциям и иные выплаты по финансовым инструментам) не квалифицируется как предпринимательская деятельность гражданина.
У плательщика за оказанную услугу создается невозможность включения сумм, оплаченных за перевозки, выполненных самозанятыми гражданами, в состав расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы (не актуально для налогоплательщиков, находящихся на УСН с объектом налогообложения “доход”).
Ответственность самозанятого перевозчика и действительность сделок
Если перевозчик-самозанятый опоздает на погрузку или выгрузку, повредит или утратит груз, то ответственность только лишь на основании отсутствия у него соответствующего статуса с него не может быть снята. Часть 4 статьи 23 Гражданского кодекса РФ прямо разрешает судам применять к сделкам, совершенным гражданами без статуса ИП, положения законодательства о сделках, совершенными при осуществлении предпринимательской деятельности и прямо запрещает гражданам ссылаться на отсутствие у них такого статуса.