Самозанятый перевозчик

Специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход — начал действовать с 2019 года и, по мнению участников рынка, является удачным нововведением в российском законодательстве. Благодаря ему десятки тысяч мастеров маникюра, фотографов и сантехников получили возможность стать самозанятыми, оказывать услуги гражданам и организациям легально, платить мизерный (6 и менее процентов) налог и не рисковать начислением НДС в случае попадание в поле зрения фискальных органов.


Государству тоже выгодно знать, что условный Иван Петров, получающий на свою личную банковскую карту 20-30 небольших переводов в месяц, занимается законной деятельностью и на него не нужно тратить ценные человеческие ресурсы, чтобы установить отправителей платежей и проверить — а не за раскладывание ли интересных пакетиков на клумбах у подъездов он эти деньги получает?


Но может ли самозанятый гражданин выступать в качестве перевозчика в том смысле, который определяется действующим законодательством регулирующем правоотношения сторон договора перевозки груза? Давайте разберёмся.


Самозанятые бывают разные


Плательщиком налога на профессиональный доход может быть как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, выбравший соответствующий налоговый режим (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). В обоих случаях действует ограничение на величину годового дохода, составляющее 2,4 миллиона рублей. В этом материале речь пойдет исключительно о физических лицах — плательщиках налога на профессиональный доход.


Перевозчик — ИП или организация


Правоотношения сторон договора перевозки груза регулируются главой 40 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ (Устав автомобильного транспорта — УАТ), Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (Правила перевозки грузов автомобильным транспортом — ППГАТ).


Федеральный закон N 422-ФЗ не запрещает самозанятым оказывать услуги по автоперевозкам грузов при условии соблюдения всех установленных им ограничений, а также требований других федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих данный вид деятельности — это сообщает Минфин в письме от 03.11.2021 N 03-11-10/89392. При этом подпункт 13 части 1 статьи 2 УАТ однозначно определяет, что перевозчиком может являться только предприниматель или юридическое лицо.


Министерство финансов РФ в письме от 03.11.2021 N 03-11-10/89392 прямо отсылает к требованиям “других федеральных законов”, которым и является УАТ.


В разделе, посвященном налогу на профессиональный налог сайта ФНС РФ, услуги по перевозке пассажиров и грузов указаны в качестве вида деятельности, подходящего для применения этого спецрежима.



Вероятнее всего, подразумевается курьерская доставка небольших посылок, для которых не требуется составление транспортной накладной (ст. 8 УАТ, п. 7 ППГАТ). Для перевозки грузов с применением перевозочных документов, применение НПД физическим лицом недопустимо, так как противоречит законодательству. Касательно перевозки пассажиров такси противоречия нет — пп. 37 ч. 1 ст. 2 УАТ прямо допускает, что перевозчиком легковым такси может быть юридическое лицо, предприниматель или физическое лицо.


Последствия заключения договора перевозки с самозанятым


Последствия касаются налоговых рисков — доначисления фискальных платежей.


Самозанятый может “слететь” со своего режима, если выяснится, что он систематически получает оказывает услуги по перевозке грузов; критерии систематичности приведены, например, в письме ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614. Если коротко, то признаком систематического оказания услуг является “активное” поведение субъекта деятельности и неоднократное, то есть два и более раз за финансовый период оказание услуг. И напротив, “пассивный” доход (от сдачи в аренду объекта недвижимости, дивиденды по акциям и иные выплаты по финансовым инструментам) не квалифицируется как предпринимательская деятельность гражданина.


У плательщика за оказанную услугу создается невозможность включения сумм, оплаченных за перевозки, выполненных самозанятыми гражданами, в состав расходов в целях уменьшения налогооблагаемой базы (не актуально для налогоплательщиков, находящихся на УСН с объектом налогообложения “доход”).


Ответственность самозанятого перевозчика и действительность сделок


Если перевозчик-самозанятый опоздает на погрузку или выгрузку, повредит или утратит груз, то ответственность только лишь на основании отсутствия у него соответствующего статуса с него не может быть снята. Часть 4 статьи 23 Гражданского кодекса РФ прямо разрешает судам применять к сделкам, совершенным гражданами без статуса ИП, положения законодательства о сделках, совершенными при осуществлении предпринимательской деятельности и прямо запрещает гражданам ссылаться на отсутствие у них такого статуса.

Обжалование решений налоговых органов

Налоговая инспекция может неверно доначислить налоги, например, на основании того, что перевозчик таковым не является. Такие решения надо обжаловать. Квалифицированный юрист поможет избежать лишних налоговых расходов.