Среди перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев есть укоренившееся убеждение о том, что перевозчик этот тот, у кого в собственности машина. Это заблуждение прочно засело в головах практически у всех участников перевозочного процесса. Чтобы разобраться с этим заблуждением был написан этот небольшой опус, который расставит все точки над “i” в этом, в общем-то, простом вопросе. Надеемся, что прочитанное поможет Вам избавиться от ненужных иллюзий и клише, которых так много в грузовых автоперевозках.
“Фактический перевозчик”.
Не описанный в законодательстве вид перевозчика. Многие говорят о нём, но толком объяснить что это за чудо-зверь такой никто не может. Легенды гласят, что фактический перевозчик это тот, у кого есть машина.
Собственник автомобиля может сдать его в аренду. Владелец может использовать автомобиль для ведения коммерческой деятельности (перевозить грузы), а может сдать его в субаренду. В свою очередь субарендатор может перевозить грузы (свои или чужие, не важно), а может сдать транспортное средство в субсубаренду.
Продолжать можно бесконечно, основная мысль, думаем, понятна — отождествлять владельца транспортного средства с перевозчиком неверно. Сдавшие в аренду транспортное средство их владельцы в полной мере осознают все плюсы этой ситуации тогда, когда им приходят штрафы за превышение допустимых нагрузок на ось — договор аренды позволяет отбиться от штрафа и требований о возмещении вреда дорожному покрытию.
Чтобы не гадать и не путаться в хитросплетениях договорных отношений, ст. 2¹³ УАТиГНЭТ устанавливает следующее: перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Говоря проще, кто вызвался отвезти груз, тот и перевозчик.
Собственник/владелец транспорта.
Перевозчик вправе привлечь для исполнения своих обязательств третье лицо (если договором не предусмотрен прямой запрет на привлечение третьих лиц). В этом нет ничего криминального, потому как ряд положений Гражданского кодекса РФ это прямо разрешает.
В среде перевозчиков распространено убеждение о том, что если им не запллатил диспетчер, то можно обратиться к грузоотправителю за причитающейся провозной платой. Чтобы не вдаваться в дискуссию не вести пустых споров, приведём немного отвлечённый пример, который всё расставит на свои места.
Коммерческий вуз. Студент заключает договор с учебным заведением об оказании платных образовательных услуг, вносит в кассу вуза оплату обучения за семестр. Полгода он учится, получает допуск к сессии, приходит на экзамен и между ним и преподавателем происходит примерно такой диалог:
- Добрый день, тяните билет, кладите зачётку, оплачивайте мои услуги.
- Добрый день. Билет № 10, вот зачётка. А что там насчёт денег?
- Ну как же, молодой человек… как вас там?.. Петров… Петров! Вы учились у меня полгода? Учились. Я вёл лекции, семинары? Вёл. Ну вот…
- Что “ну вот”?
- Как это “что”? Услуги оказаны? Оплачивайте!
- Но у меня договор с институтом! Дома... лежит…
- Я не знаю про ваш договор с институтом. Занятия вёл я, знания вкладывал вам в голову я. Будьте добры оплатить моё потраченное время!
Бред? Конечно! Однако, некоторые перевозчики считают, что заключённый с диспетчером договор это ерунда, потому что фактически груз перевозили они, а не диспетчер.
Есть ли прецеденты по взысканию задолженности с грузоотправителя? Да, они существуют, однако, доказывание факта оказания услуг по перевозке груза владельцем транспортного средства в этих судебных делах строилось на содержании 10-ой графы транспортной накладной. Суть такова: если в одной из первых двух строк 10-ой графы ТрН фигурирует владелец транспортного средства, то он, на основании ст. 785 ГК РФ и п. 6 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, действительно может обратиться к грузоотправителю и потребовать провозную плату. Третья строка десятой графы транспортной накладной содержит сведения о водителе, который юридически не имеет отношения к установлению статуса перевозчика. В большинстве случаев перевозчиком в транспортной накладной значится кто угодно, но не владелец транспорта (так уж сложилась ситуация на рынке грузоперевозок), поэтому обращение к грузоотправителю за получением оплаты выполненной перевозки при таком заполнении транспортной накладной будет безрезультатным.
В одной из этих строк 10-ой графы транспортной накладной указывается наименование перевозчика.
Итоги.
Юридически перевозчик это тот, кто обязался перевезти груз. Не надо пытаться искать чёрную кошку в чёрной комнате, тем более, что чаще всего никакой чёрной кошки там нет. Соглашаясь с тем, что в 10-ой графе ТрН в качестве перевозчика фигурирует неизвестная организация или предприниматель, перевозчик соглашается с тем, что он является третьим лицом, выполняющим поручение диспетчера по доставке груза.