Действующее в АТИ Движение “Круглый стол” (почему-то именуемое общественным движением, хотя в реестре Минюста организация ООО “Круглый стол” с ОГРН 7447283866 не числится, а ранее действовавшее АНО “КС” с ОГРН 1157700012623 из этого реестра исключено) нередко понуждает добросовестных, заботящихся о своей деловой репутации участников АТИ к заключению договора уступки права требования. В случае отказа заключить сделку члены КС угрожают внести отрицательный балл в паспорт надежности участника АТИ.
Для начала следует разобраться с вопросом обязательности заключения такой сделки. Такие темы возникают в случае наличия более чем одного посредника в перевозке, при этом один из посредников (экспедиторов) недобросовестно исполняет свое обязательство по оплате оказанных услуг или, проще говоря, не оплачивает перевозчику. Члены КС полагают, что организатор перевозки (“первый” экспедитор) обязан удостовериться в том, что фактический перевозчик получит провозную плату в согласованном размере. К сожалению, КС не приводит ссылок на нормы права, которые действительно обязывали экспедитора проявлять заботу о перевозчике, с которым он не заключал договор. Кроме того, следуя логике участников КС, экспедитор обязан проследить, чтобы перевозчик с полученной оплаты выдал зарплату водителю и уплатил налоги. Разумеется, без ответа остается вопрос почему этим должен заниматься экспедитор, а не его клиент. Вернее, ответ есть — клиенты (грузовладельцы) чаще всего не регистрируются на сайте АвтоТрансИнфо, а законодательного механизма, обязывающего заключить договор уступки права требования, не существует.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, в том числе под угрозой распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего, является уголовным преступлением (ст. 179 Уголовного кодекса РФ). В случае с Круглым столом имеются отягчающие обстоятельства — его члены действуют в составе организованной группы (пп. “в” ч. 2 ст. 179 УК РФ); максимальное наказание за такое деяние составляет 10 лет лишения свободы.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ в постановлении от 25.05.2010 г. № 15658/09 указал, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения. Эта формула широко используется по настоящее время, на упомянутое постановление ВАС РФ в своих судебных актах до сих пор ссылается Верховный Суд РФ (№ № 304-КГ17-20134, 305-ЭС20-8837, 309-ЭС19-16854 и прочие).
Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск (абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ), лица, не являющиеся участниками сделки, не несут по ней никаких обязательств (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).
Пунктом 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 однозначно предусмотрено, что лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). В частности, фактический перевозчик не может предъявить требование об оплате перевозки клиенту экспедитора.
Годом ранее Верховный Суд РФ сформулировал похожее положение в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (п. 11 Обзора).
Обобщая, можно сделать следующий вывод: если перевозчик, как предприниматель, остановил свой выбор на том или ином заказчике, то именно перевозчик несет за этот выбор ответственность, принимая на себя, в том числе, и риск неоплаты оказываемых услуг. Требовать оплату у кого-то другого перевозчик не вправе, точно также, как не вправе требовать заключить договор уступки права требования для получения перевозчиком оплаты и некие “анонимные” личности. Замечу, что это работает и в обратную сторону: перевозчик не обязан ждать пока клиент оплатит экспедитору за доставку груза.
При этом следует отметить, что право заключить такую сделку существует и оно предусмотрено статьями 388-390 Гражданского кодекса РФ. Правильно оформить переход права требования вам поможет квалифицированный юрист.
При любой попытке Круглого стола оказать давление на вас следует обращаться с заявлением в отдел МВД РФ (шаблон заявления приведен в конце статьи). Согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ преступления, квалифицируемые по ст. 179 УПК РФ, подследственны следователям органов внутренних дел Российской Федерации. Заявление проще всего подать через форму обращения граждан и организаций на сайте мвд.рф.
Также вы можете признать недействительным договор цессии (абз. 5 п. 93 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Для этого следует обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением; ответчиком будет лицо, с которым вы заключили договор уступки права требования (перевозчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, следует привлекать ООО “КС”.
Скачать шаблон заявления в полицию по ст. 179 УК РФ