Весогабаритный контроль в Челябинской области

С июля этого года мне поступает большое количество обращений по поводу автоматизированных комплексов весогабаритного контроля, находящихся в Челябинской области, в связи с чем я решил прояснить ряд моментов, касающихся как возможных причин выявления такого большого количества правонарушений, так и порядка обжалования постановлений.


Почему выявляется так много нарушений?


Автоматизированное весогабаритное оборудование и применяемое программное обеспечение обычно имеет достаточно высокую точность измерения параметров транспортных средств в движении (динамике). Однако, это не гарантирует абсолютной точности измерений — техника есть техника, она может давать сбои и ошибки. Нередко перевозчики высказывают версии о том, что “рамки подкручены” чтобы выдавать завышенные результаты измерений как весовых, так и габаритных параметров транспортных средств. Лично я не верю в такую возможность и буду весьма удивлен, если выяснится, что нечто подобное имело место.


Наиболее вероятной причиной аномальной выявляемости правонарушений, предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ, является неверная калибровка или несоблюдение порядка установки датчиков автоматизированного комплекса. Например, датчики, измеряющие нагрузку (вес) транспортного средства, монтируемые в дорожное полотно (асфальт), действуют по принципу преобразования механической деформации в электрический сигнал. Эти датчики крайне чувствительны к уровню горизонтальности, который изменяется в виду деформации асфальтового покрытия, возникающей вследствие динамических и температурных нагрузок.


Плановая поверка автоматических весогабаритных комплексов производится раз в год. При этом годовой перепад температур в Челябинске может достигать 45 градусов. Напомню, что “летние” ограничения вводятся в регионах при прогревании воздуха до 32 градусов Цельсия. Несложно представить как относительно пластичный асфальт деформируется под воздействием таких температурных перепадов и, соответственно, меняют свое положение расположенные под ним датчики измерения весовых нагрузок.


Неверное исчисление размера штрафа.


Функции эксплуатации и администрирования автоматизированных комплексов весогабаритного контроля в каждом субъекте федерации возлагаются на региональный Центр автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) ГИБДД. Правом вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях, выявленных автоматизированными средствами, наделены начальник ЦАФАП и его заместитель (пп. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).


Выявляемые правонарушения, связанные с несоблюдением весогабаритных параметров, квалифицируются согласно частям 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Этими нормами предусмотрена градация размера штрафа в зависимости от величины выявленного превышения весовых или габаритных параметров транспортных средств. Кроме того, внутри каждой части предусмотрены отдельные наказания, зависящие также и от способа выявления правонарушения — инспектором ГИБДД или Ространснадзора либо автоматизированным дорожным комплексом. Действующей редакцией КоАП РФ предусмотрено, что штраф, выявленный работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, назначается по верхней границе штрафа для юридических лиц, предусмотренного соответствующей частью.


Например, частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ нижняя граница штрафа для юридического лица составляет 100 тысяч рублей, а верхняя — 150 тысяч рублей. При выявлении правонарушения “рамкой” размер штрафа, согласно КоАП, должен составлять 150 тысяч рублей.


Однако, такой подход к назначению наказания был признан Конституционным Судом РФ неверным, пунктом 4 резолютивной части Постановления КС РФ от 18.01.2019 N 5-П “По делу о проверке конституционности статьи 2.6.1 и частей 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда и жалобами граждан А.И. Думилина и А.Б. Шарова” административные органы обязали назначать штраф по нижней границе штрафа для юридических лиц.


Другими словами, при выявлении нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ автоматизированным комплексом, размер штрафа должен составлять 100 тысяч рублей. Сложно сказать почему ЦАФАП ГИБДД Челябинской области не учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ; возможно, сотрудники о ней попросту не знают.


Уменьшить размер штрафа можно направлением соответствующей жалобы в ЦАФАП ГИБДД по Челябинской области.


Обжалование постановлений.


Конечно, первая мысль после получения информации о штрафе у перевозчиков — надо обращаться в суд и отменять несправедливое постановление. Мысль вполне правильная, неверен лишь подход к ее реализации.


Перевозчики считают, что исключительно метким аргументом в пользу того, что перегруза и негабарита не могло быть, будет информация с других “рамок” которые автомобиль успешно (без выявления нарушений) проехал. Однако, это заведомо проигрышная тактика — у всех автоматических комплексов, в том числе и тех, которые вызывают так много вопросов у перевозчиков, есть сертификат поверки. Этот документ, выдаваемый региональным государственным центром стандартизации, метрологии и испытаний, служит для суда неопровержимым доказательством того, что показаниям комплекса нет оснований не доверять.


Кроме того, у перевозчика нет возможности доказать, что транспортное средство, двигаясь от “рамки”, где нарушение не было выявлено, к “рамке”, выявившей нарушение, не догружалось и не дозаправлялось, а груз внутри кузова не смещался.


Существуют два основных основания для успешного обжалования постановлений по правонарушениям, предусмотренным частями 1-6 статьи 12.21.1:


  1. Доказывание выбытия транспортного средства из владения собственника. К этому относится продажа или передача транспортного средства в аренду другому лицу. Однако, собственнику предстоит доказать реальность исполнения договора аренды или купли-продажи. Примерный перечень доказательств приведен в п. 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года №18.
  2. Доказывание использования транспортного средства на момент выявления административного правонарушения в личных целях. В случае доказанности этого обстоятельства суд обязан назначить наказание в размере штрафа, предусмотренного для физического лица, соответствующей частью статьи 12.21.1 КоАП РФ. Этот способ чаще всего срабатывает для открытых транспортных средств, позволяющих визуально оценить находящийся в автомобиле груз.

Обжаловать нарушение можно как вышестоящему должностному лицу (начальнику ЦАФАП, начальнику ГИБДД региона) либо сразу в суд. Срок обжалования постановления составляет 10 суток с момента получения его копии.


В жалобе необходимо указать:

  • орган, в которых направляется жалоба;
  • наименование и идентификационные сведения о заявителе;
  • сведения об административном органе, вынесшем постановление;
  • изложение доводов по жалобе со ссылками на нормы права и судебную практику высших судов Российской Федерации;
  • перечень приложений к жалобе.

Обязательными приложениями к жалобе являются копия постановления и доказательство направления копии жалобы в административный орган (обычно это почтовая квитанция).


С 1 сентября 2021 года обжалование постановлений возможно через портал Госуслуги, однако, следует учитывать, что для такой формы подачи жалобы необходимо, чтобы у суда имелась соответствующая техническая возможность. Учитывая, что срок подачи жалобы по делам об административных правонарушениях составляет всего 10 дней, рекомендуется направлять жалобу с приложениями заказным письмом в суд — так вы не пропустите срок по технической причине.


Что еще можно сделать перевозчикам?


Проблемы с автоматизированными комплексами весогабаритного контроля периодически возникают в различных регионах нашей страны. Активная позиция перевозчиков позволяет если не отменять постановления, то хотя бы предотвращать вынесение постановлений, основанных на данных неверно калиброванных “рамок” в будущем, то есть, решать проблему системно.


Для этого необходимо направлять жалобы в прокуратуру региона, в муниципальную и региональную администрации, в службу собственной безопасности МВД региона. Это побудит органы власти провести внеочередную поверку автоматизированных комплексов и настроить их на корректное измерение веса и габаритов транспортных средств. Только от активности перевозчиков зависит их судьба. Это, кстати, еще один довод в пользу необходимости создания крупной консолидированной структуры, отстаивающей права всех перевозчиков.

Добавить комментарий