Смягчение ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ

С 15 апреля 2022 года первая часть статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ действует с ограничениями, несмотря на наличие правовой коллизии. Дело в том, что изменения были внесены только в подпункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, но не в КоАП РФ. Теперь пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса или нагрузка на ось которых более чем на 10% превышают допустимую массу. В это же время часть 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа за превышение общей массы или нагрузки на ось более чем на 2%.


Стоит отметить, что смягчение не касается ограничений габаритных размеров транспортного средства: перевозчик будет отвечать за их превышение менее чем на 10 сантиметров.


Правовая коллизия.


Кодекс об административных правонарушениях является самостоятельным законодательным актом, устанавливающим меру ответственности за совершаемые гражданами, должностными лицами и организациями правонарушения. Его нормы содержат описания правонарушений (деликтов), которые считаются недопустимыми с точки зрения государства и закона. Некоторые из статей корреспондируют с другими законами и подзаконными актами, например, статья 11.26 КоАП РФ (каботаж) отсылает к Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ “О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения”.


Статья 12.21.1 КоАП РФ содержит в себе описание события правонарушения: им является движение тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов или весовых параметров. Части с первой по шестую указанной статьи дифференцируют наказание в зависимости величины превышения; при этом часть 1 предусматривает назначение штрафа за превышение общей массы или осевой нагрузки транспортного средства на величину, превышающую 2%, но не более 10% от допустимых.


Одновременно с этим ст. 29 ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности” после внесенных изменений допускает нарушение разрешенной нагрузки на величину, не превышающую 10% от установленной.


Аутентическое и историческое толкование нормы права.


Чтобы понять как действовать в произошедшей правовой коллизии необходимо установить цели и мотивы внесения изменений в ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности”. Для этого следует изучить пакет документов, внесенный в Госдуму при подаче законопроекта № 98359-8, позже превратившегося в Федеральный закон от 15.04.2022 г. № 92-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Любопытно, но первоначальный текст законопроекта не предусматривал увеличение допустимых весовых параметров.


Как следует из пояснительной записки к законопроекту его целями является обеспечение устойчивого бесперебойного функционирования транспортного комплекса и поддержка хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности в условиях внешнего санкционного давления. Это означает, что государство последовательно снижает административную нагрузку на бизнес, чтобы хотя бы частично компенсировать увеличение стоимости запчастей, сервиса, а также возросшую кредитную и лизинговую нагрузку.


Введен ли запрет на применение ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в части превышения весовых нагрузок?


Мораторий на вынесение постановлений за превышение весовых нагрузок на величину от 2 до 10 процентов не вводился; на сайте Ространснадзора (а именно этот административных орган сейчас в основном занимается транспортным контролем) соответствующая новость отсутствует. При этом инспекторы управлений государственного автодорожного надзора в беседах сообщают, что им даны рекомендации не привлекать перевозчиков к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 при превышении массы и осевых нагрузок транспортного средства.


Как долго продлится этот неофициальный запрет достоверно сказать нельзя.

Нет отзывов
Добавить отзыв