Можно ли не оплачивать за выполненную перевозку, если со взломанной почты перевозчика заказчику пришло письмо с другими реквизитами для оплаты перевозки? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, очевиден — ответственность за свой электронный почтовый ящик и соблюдение мер кибербезопасности несет сам пользователь, следовательно, отправленное с его адреса письмо должно трактоваться получателем как изъявление им своей воли.
Однако, не все так очевидно, когда за дело принимается профессиональный юрист, знакомый с порядком заключения договоров по электронным каналам связи и вообще — со спецификой отрасли грузовых автомобильных перевозок. Зная эти особенности, можно взыскивать с экспедиторов и грузовладельцев оплату, несмотря на то, что они (да-да, именно плательщики) стали жертвой мошенников и произвели оплату третьим лицам по распорядительному письму, присланному со взломанного электронного почтового ящика.
Взлом почты — ваша проблема (по версии заказчика).
Первая (а часто и последняя) реакция плательщика за транспортные услуги очевидна и предсказуема: вас взломали — вы и разбирайтесь с хакерами-мошенниками. И эта позиция, в принципе, обоснована, так как заказчик перевозки не может опознать пришедшее от мошенников письмо, а обязанности проверять верность полученного распоряжения иным способом законом не предусмотрено. Стоит отметить, что взламывающие электронную почту мошенники предусматривают возможность ответа на письмо о смене получателя платежа и прибегают к уловкам. Для этого они:
- не меняют пароль доступа к электронной почте;
- создают в настройках электронного ящика правило, в соответствии с которым письма, направленные с определенного адреса, помечаются прочитанными и сразу перемещаются в другую папку — так они не допускают случайного прочтения истинным владельцем ящика письма от плательщика;
- после получения письма быстро отсылают ответ, а входящее и исходящее письма удаляют (в том числе и из корзины).
Кому обязаны платить за перевозку груза?
Законом установлена обязанность должника исполнить обязательство надлежащему кредитору (ч. 1 ст. 312 Гражданского кодекса РФ). Проще говоря, заказчик обязан оплатить услуги по перевозке груза именно перевозчику и убедиться в том, что оплата принята именно им, а не третьим лицом. Высшие суды России неоднократно указывали на необходимость проявления должной осмотрительности при ведении предпринимательской деятельности, в том числе при расчетах с контрагентами.
Оплата услуг третьему лицу не освобождает заказчика перевозки от обязанности по оплате перевозчику, но только в том случае, если перевозчик докажет совокупность следующих фактов:
- надлежащее исполнение условий договора перевозки груза;
- неполучение оплаты за перевозку (отсутствие аффилированности с мошенником);
- отсутствие своей вины во взломе почтового ящика;
- несовершение заказчиком (плательщиком) действий по выяснению действительной воли перевозчика на изменение получателя платежа.
Взыскание задолженности должно производиться в суде с обязательным соблюдением досудебного порядка разрешения споров (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ). При подаче иска уплачивается госпошлина, размер которой зависит от суммы иска. После успешного взыскания суд распределяет судебные расходы следующим образом:
- обязывает должника возместить уплаченную государственную пошлину за подачу иска;
- определяет разумный размер судебных расходов на оплату услуг представителя (юриста) и взыскивает их с должника.
Отдельно стоит отметить, что неоплата перевозки по причине взлома электронной почты исполнителя не освобождает заказчика от уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в течение всего периода неоплаты (ст. 395 Гражданского кодекса РФ).
Пример успешного взыскания задолженности — дело № А66-6400/2019. Исковые требования перевозчика были удовлетворены судом первой инстанции. Решение суда было оставлено в силе апелляционным и кассационным судами. Судебные издержки были полностью возмещены должником.
Отдельно были взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами (дело № А66-12148/2020), их размер составил 30% от цены перевозки. У заказчика не получилось уменьшить размер процентов, установленных договором перевозки.
Итог: законные интересы перевозчика были защищены в полном объеме, оплата за перевозку, судебные расходы и проценты взысканы и получены по исполнительному листу.
Отмечу, что это не единственное подобное дело в моей практике, но оно наиболее показательно:
- были пройдены все инстанции;
- должником было крупное предприятие со штатом профессиональных юристов — отзыв на иск, апелляционная и кассационная жалобы были составлены очень грамотно и профессионально;
- должник возражал против самого факта начисления процентов за пользование чужими денежными средствами и их размера;
- дело было осложнено коронавирусными мерами и ограничениями.
Несмотря на это, было достигнуто полное удовлетворение всех законных требований перевозчика.
Предшествующие иску переговоры.
До предъявления письменного требования этому заказчику я провел ряд переговоров, в которых попытался убедить его оплатить задолженность добровольно с целью уменьшения расходов и репутационных рисков. К сожалению, оппонент не воспринял попытку бесконфликтного урегулирования спора как следовало и наотрез отказался оплатить услуги добровольно. После вынесения судом первой инстанции решения я повторно связался с представителем заказчика и попытался призвать добровольно исполнить судебный акт — оплатить перевозку, но и эти переговоры результата не принесли. Заказчик подал апелляционную жалобу.
Поняв позицию заказчика я решил, что дальнейшее ведение переговоров бессмысленно и сосредоточился на ведении судебной работы. Тактика принесла свои плоды в виде оставления судебного решения без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций.
Меры безопасности.
Несмотря на то, что взыскать долг за перевозку после взлома почтового ящика можно, лучше до этого не доводить. Используйте простые способы обеспечения защиты своей электронной почты:
- придумайте сложный пароль, состоящий из цифр, строчных и заглавных букв, специальных символов (например, fr^wJ$l5j1Z#4);
- регулярно — не реже чем раз в полгода — меняйте пароль;
- не пользуйтесь одинаковыми паролями для входа в разные сервисы;
- храните пароли в надежном месте, не сообщайте их третьим лицам;
- обязательно пользуйтесь двойной авторизацией для входа в почту;
- регулярно проверяйте настройки почтового ящика на предмет несанкционированного изменения настроек;
- периодически производите выход на всех устройствах через соответствующую команду в настройках электронной почты.
Но если случилась неприятность и ваш электронный ящик взломали мошенники — обращайтесь к профессиональным юристам, которые помогут вам получить оплату за перевозку.