Взыскание ущерба за повреждение или утрату груза

от 5 000 рублей

При перевозке нередки случаи боя, повреждения и порчи, а также утраты груза. Несмотря на то, что процесс взыскания стоимости поврежденного или утраченного груза формализован, все же он подразумевает наличие у грузовладельца или экспедитора знаний касательно:

  • оформления и фиксации факта порчи, боя или повреждения груза;
  • соблюдения претензионного порядка разрешения споров перед подачей иска к перевозчику или экспедитору (транспортной компании);
  • подачи искового заявления о возмещении стоимости разбитого, испорченного или поврежденного при перевозке груза с соблюдением правил подведомственности и подсудности.

Процесс взыскания убытков, причиненных повреждением груза, не всегда протекает гладко по различным причинам, которые неизбежно сопровождают любой процесс взыскания убытков и/или ущерба, поэтому помощь профессионального юриста, специализирующегося на грузовых автомобильных перевозках, крайне желательна.


Возмещение причиненного грузу ущерба должно проводиться с соблюдением следующих требований:

  1. 100% легальность взыскания. Категорически не допускается оказывать давление на перевозчика или экспедитора, которое может быть квалифицировано как вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ).
  2. Точность в определении размера взыскиваемого ущерба. Установить точную стоимость ущерба помогут правильно составленные акты с обязательным приложением к ним результатов проведения экспертизы, как того требует п. 83 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
  3. Неукоснительное соблюдение предусмотренных законом процедур. К примеру, довольно часто причиной отказа в удовлетворении исковых требований служит несоблюдение обязательных требований к оформлению актов о повреждении груза.

Отдельно рассматриваются случаи, в которых возмещение стоимости утерянного, поврежденного или разбитого груза производится за счет наработанной дебиторской задолженности перед перевозчиком или экспедитором. В этом случае большое значение имеет корректное оформление уведомления о проведении зачёта однородных встречных требований. В случае неверного оформления такого зачета грузовладелец или экспедитор может остаться без возмещения стоимости поврежденного, испорченного или утраченного (утерянного) при перевозке груза.


Взыскание страхового возмещения за причинение ущерба застрахованному грузу.


Взыскание стоимости застрахованного грузаУслуги по перевозке грузов автомобильным транспортом так или иначе связаны со страхованием в той или иной форме, начиная от обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств до страхования грузов и ответственности перевозчика или экспедитора. В последнее время всё отчетливее видно стремление страховых компаний затянуть сроки страховых выплат. Причиной этому является жесткая экономия бюджетов, однако, страхователей не интересуют внутренние проблемы страховщиков. Снижать издержки можно и другими способами. Мы защищаем интересы грузовладельцев, застраховавших груз, экспедиторов и перевозчиков, застраховавших свою ответственность, а также владельцев транспортных средств от невыплаты страхового возмещения либо от недостаточной выплаты.


Нередко страховые компании пытаются всячески уклониться от уплаты страхового возмещения в случае частичного или полного повреждения груза, мотивируя это различными причинами. Учитывая, что в суд за взысканием страхового возмещения обращаются не все грузовладельцы и экспедиторы, для страховой компании такая практика по сути является легальным способом снизить издержки бизнеса.


Конечно, страховой бизнес это не благотворительность. Как и в любом другом виде бизнеса основой целью является получение финансовой выгоды, которая тем больше, чем меньше издержки. Однако же, заключенный договор страхования является достаточным и безусловным основанием для обращения в суд за получением возмещения по произошедшему страховому случаю, касающегося повреждения, боя, порчи или утраты груза.


Что делать, если произошло повреждение груза?


Некоторые транспортные компании добровольно возмещают причинённый ущерб поврежденному по их вине грузу. К сожалению, количество таких транспортных компаний мало — перевозчики и экспедиторы также стремятся получить максимальную прибыль из своей деятельности, забывая о том, что кроме права получить оплату за оказанные услуги по доставке груза у них существует и обязанность возместить стоимость повреждённого (разбитого или испорченного) груза.


Важно помнить, что в соответствии действующим законодательством, до подачи искового заявления к перевозчику или экспедитору, грузовладелец или экспедитор обязан соблюсти претензионный порядок разрешения возникшего спора. Порядок подачи и содержание претензии играют важную роль в соблюдении доарбитражного этапа урегулирования конфликта. Содержание направляемой претензии регламентировано Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом; несоблюдение требований грозит оставлением искового заявления без рассмотрения из-за несоблюдения установленного законом досудебного способа получения возмещения за порчу (повреждение) или утрату груза (ч. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ).


Мы предлагаем Вам не искушать судьбу, а обратиться к профессионалам за взысканием причиненного грузу ущербу. Помните, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 149 Арбитражного процессуального кодекса РФ повторное обращение в суд с одним и тем же иском не допускается. Говоря проще, если Вы попытаетесь сначала самостоятельно взыскать с перевозчика или экспедитора стоимость причинённого грузу при перевозке ущерб, суд откажет Вам в удовлетворении исковых требований, то второго шанса обратиться в суд с теми же доказательствами и аргументами у Вас не будет. У нас накоплен солидный опыт по взысканию ущерба, причинённого грузу в процессе перевозки. Ваши интересы будет защищать опытный юрист с большим опытом участия в судебных процессах именно по искам о взыскании стоимости поврежденного или утраченного груза.


Утрата груза перевозчиком (недостача груза).


Недостача груза, обнаруженная на выгрузкеПри перевозке груза возможны любые неожиданности, включая утрату груза транспортной компанией. Это всегда случается неожиданно и не вовремя, однако, в случае, если утрата груза произошла, не стоит медлить с обращением к юристу. Промедление в несколько дней в некоторых случаях может стоить утрате возможности взыскать стоимость потерянного при перевозке груза.


При взыскании стоимости утраченного при перевозке груза важно верно определить и идентифицировать сложившийся между Вами и контрагентом вид договорных отношений: был ли это договор перевозки или фрахтования, договор транспортной экспедиции или Вы заключили смешанный непоименованный договор, содержащий в себе элементы вышеуказанных и других договоров. После анализа договора определяются предмет и основания иска.


Существует ошибочное мнение, что утрата груза в результате совершения третьими лицами противоправных действий, предусмотренных статьями 158 (кража), 159 (мошенничество), 161 (грабеж) и 162 (разбой) УК РФ, лишает грузовладельца или экспедитора требовать у перевозчика (экспедитора) возмещения стоимости утраченного груза. Дело в том, что несмотря на отсутствие в действиях перевозчика или экспедитора умысла, сопряженного с умышленным обращением груза в свою пользу (речь идет о краже груза), гражданская ответственность за сохранность принятого к перевозке груза сохраняется до момента передачи груза надлежащему получателю.


Ответственность перевозчика за утрату (недостачу) груза определяется положениями статьи 796 Гражданского кодекса РФ. Экспедитор несет ответственность за утрату груза в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.


Хищение груза (мошенничество).


Взыскание стоимости украденного мошенниками грузаЧисло случаев мошенничества в грузоперевозках неуклонно растет. Случаев пропажи груза становится всё больше и больше. От мошенников не спасает ни проверка водителя и автомобиля, ни сервисы отслеживания местоположения мобильного телефона (Мовизор и подобные). Мошенники научились “работать” виртуозно.


Чаще всего груз крадут при многократной “перепродаже” загрузки. Чем больше посредников в одной перевозке, тем больше вероятность того, что между ними может “затесаться” мошенник. Мы неоднократно советовали, что работать лучше всего с непосредственными перевозчиками, а не диспетчерами, которые в случае возникновения проблем часто забрасывают свою организацию и оставляют грузовладельца или экспедитора с проблемой один на один.


Действия лиц, которые незаконно завладевают грузом, квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса РФ “Мошенничество”. Мошенничество не входит в перечень страховых случаев. Причина тому проста — страховой бизнес, как и любой другой, имеет своей целью извлечение прибыли. После выплаты страхового возмещения страхователю, страховщик обычно обращается к виновной стороне с суброгационным требованием (ст. 965 ГК РФ). Количество раскрытых случаев хищения груза в результате мошенничества, к сожалению, крайне низко (настолько, что количество пропавших грузов только растет), поэтому страховая компания не может возместить свои расходы на выплату страхового возмещения потерпевшему.


Чем может помочь юрист по транспортному праву.


Взыскание стоимости утраченного или поврежденного грузаВозмещение убытков в грузоперевозках — комплекс мероприятий, который необходимо производить в строгой последовательности, не упуская ни единой мелочи. Я наработал большой опыт взыскания стоимости поврежденного и утраченного груза. Обращаясь ко мне вы получаете защиту своих законных прав и интересов. Обратите внимание: консультации юриста даются после изучения имеющихся документов.


После начальной оценки можно переходить к следующему этапу — предъявление претензии перевозчику или экспедитору. Этот этап не может быть пропущен. При этом к содержанию претензии предъявляется ряд требований, несоблюдение которых может в дальнейшем привести к возвращению искового заявления судом, а это приводит к лишней и никому не нужной трате драгоценного времени.


Если перевозчик или экспедитор отказывается удовлетворить претензию, следует обращаться с исковым заявлением в суд, соблюдая правила подведомственности и подсудности этой категории дел. В отношениях с перевозчиком это имеет особое значение, так как ч. 3 ст. 38 АПК РФ предусматривает исключительную подсудность исков к перевозчику, вытекающих из договора перевозки грузов, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков.