Защита от взыскания убытков от штрафа за превышение нагрузки

от 7 000 рублей

Действующие в России штрафы за превышение общей массы транспортного средства или нагрузки на ось весьма суровы. Штрафы на перевозчика варьируются в размере от 100 до 500 тысяч рублей, в зависимости от величины допущенного превышения. Отдельная ответственность предусмотрена и для грузоотправителя; административный штраф может достигать 400 тысяч рублей.


Нормы права, регулирующие грузовые автоперевозки, императивно определяют, что ответственность за погрузку и размещение груза в транспортном средстве, в том числе на предмет соблюдения массы машины с грузом и осевых нагрузок, возлагается на лицо, производящее погрузку (ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Таким лицом по умолчанию считается грузоотправитель (ч. 8 ст. 11 Устава автомобильного транспорта).


Именно на этом основании ГИБДД и Ространснадзор привлекают грузоотправителей к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.


Таким образом, при привлечении перевозчика к административной ответственности за нарушение весовых параметров автотранспортного средства, он может обратиться с требованием о взыскании убытков к грузоотправителю. Убытком будут считаться расходы, связанные с уплатой административного штрафа. Суды удовлетворяют такие требования (например, решения по делам № № А32-9488/2019, А56-108132/2018, А39-404/2019 и пр.). Подобные дела обычно рассматриваются арбитражными судами, что является плюсом — в системе арбитражных судов действуют механизмы и инструменты, позволяющие эффективно и продуктивно вести такие дела без визитов в ведущий дело суд.


Рассмотрим четыре основные ошибки, которые допускают грузоотправители при получении от перевозчика требования о возмещении убытка за уплаченный административный штраф.


Отпуск товара самовывозом является основанием для отказа в иске.


Нет. Самовывоз — одно из условий договора поставки или купли-продажи. В договоре продавец (поставщик) и покупатель согласуют способ которым продавец передаст товар покупателю. Понятно, что при любых более-менее значимых объемах отпускаемого товара требуются транспортные услуги. Железнодорожные ветки есть далеко не на всех производствах, а перевозка автомобильным транспортом является самым универсальным способом доставить груз.


В случае, если стороны согласовали отпуск товара на условиях самовывоза, это не освобождает продавца (грузоотправителя) от обязанности разместить груз в автомобиле с соблюдением разрешенных весовых параметров. Да, формально договор перевозки у грузоотправителя с перевозчиком не заключается, однако, действия Устава автомобильного транспорта распространяется и на такие правоотношения — суды и административные органы уже сформировали соответствующую правовую позицию по этому вопросу.


В этом случае грузоотправитель вынужден оплачивать административный штраф, а также рискует получить судебное решение о возмещении перевозчику административного штрафа, достигающего полумиллиона рублей.


У нас договор с экспедитором, перевозчик должен предъявить иск к нему.


Отчасти да, но ничто не мешает перевозчику предъявить иск и к экспедитору, и к грузоотправителю. Дело в том, что права и обязанности сторон возникают не только из договоров и сделок, но и вследствие причинения вреда другому лицу (ст. 8 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, если грузоотправитель не исполнил возложенные на него законом обязанности и не проверил массу автомобиля с грузом и осевые нагрузки после погрузки, ответственность за это бездействие возлагается на него.


Перевозчик вправе предъявить требование к экспедитору и грузоотправителю как по раздельности, так и солидарно. В этом случае суд будет определять степень вины каждого из участников цепочки доставки груза. Делать выводы суд будет на основании письменных доказательств — договоров, накладных, актов, пояснений сторон. Последнее крайне важно, ведь именно от полноты и точности пояснений (отзыва на иск) зависит мнение и, как следствие, решение суда.


По договору ответственность за размещение груза в кузове возлагается на водителя.


Это неверно. Во-первых, потому что закон императивно, то есть, без возможности регулирования договором, возлагает ответственность за соблюдение весовых параметров на юридическое лицо или предпринимателя, производящего погрузку. Во-вторых, водитель в большинстве случаев не является стороной договора грузоотправителя с экспедитором или перевозчиком, следовательно, этот договор не создает для него никаких обязательств (ч. 3 ст. 308 Гражданского кодекса РФ).


Свою защиту грузоотправитель обязан строить именно на тех обстоятельствах, которые имеют значение для рассматриваемого спора. Определить круг таких обстоятельств, дать им оценку и правильно донести до суда — задача юриста, специализирующегося на грузовых автоперевозках. Именно такой юрист знает и понимает каким образом защитить грузоотправителя от взыскания убытков.


Перевозчик отправил претензию чтобы попугать нас. Реагировать будем только на иск.


Это критическая ошибка. Любое письменное требование подлежит обязательному рассмотрению и ответу в течение 30 дней после даты его отправки (не опечатка, именно отправки, смотрите штемпель на конверте). Если вы пропустите срок ответа на претензию, то имеете все шансы возмещать перевозчику уплаченную госпошлину за подачу иска и расходы на юриста — статья 111 Арбитражного процессуального кодекса прямо указывает, что судебные расходы могут быть взысканы с ответчика, не ответившего на претензию, независимо от итога рассмотрения дела.


Это касается любых претензий и досудебных требований.


При этом ответ на претензию должен быть мотивированным, содержать ссылки на законодательные акты и документы. В противном случае такой отказ в удовлетворении претензионных требований может быть воспринят судом как отсутствие ответа со всеми вытекающими последствиями.


Объяснение этому очень простое — обязательный досудебный этап разрешения спора (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ) предусмотрен для того, чтобы дать сторонам реальную возможность решить спорную ситуацию самостоятельно, без привлечения государства в лице суда. Формальный отказ в удовлетворении претензии не дает перевозчику более-менее ясного понимания перспектив судебного разбирательства; цель досудебного этапа разрешения спора в этом случае является не достигнутой.


Грамотный юрист способен в ответе на претензию убедить другую сторону отказаться от предъявления иска. Конечно, полностью гарантировать это нельзя, но здравомыслящий перевозчик, консультирующийся с юристами, вполне может оценить перспективы судебного разбирательства и отказаться от идеи обращения в суд, чтобы не нести дополнительные расходы.


Помните, что лучше платить своему юристу, чтобы не платить чужому. Судебные расходы в случае победы будут возмещены оппонентом в установленном законом порядке.