Нарушение сроков доставки груза перевозчиком

Просрочка доставки груза водителемОдним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 64 “б” Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 года № 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.


Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.


Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.


Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.


Оформление опоздания на выгрузку.


Как оформить опоздание на выгрузкуНужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.


С другой стороны, п. 81 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт.


Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.


Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена отдельная статья на нашем сайте.


Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:


  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.


Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.


Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).


Предъявление перевозчику требований из договоров поставки и купли-продажи.


Ответственность перевозчика за опоздание на выгрузку не ограничивается только лишь штрафом. С перевозчика также могут взыскать убытки, предусмотренные договором грузоотправителя (продавца или поставщика) с грузополучателем. Эти штрафы обычно исчисляются исходя из цены товара. К примеру, у крупнейшей российской сети Магнит (АО “Тандер”) штраф за просрочку поставки товара обычно составляет 25% от цены партии.



У других сетей размеры штрафов также достигают значительных размеров. В отдельных случая (при так называемых промо-поставках) штраф может достигать 100% цены партии товара. При этом опозданием может считаться прибытие на выгрузку на несколько минут позже установленного времени (тайм-слота).


Нелогичность и необоснованность взыскания таких штрафов с перевозчика или экспедитора ранее подтверждалась Конституционным Судом РФ (Определение КС РФ от 2 февраля 2006 г. № 17­-О). В частности, Конституционный Суд отметил, что ответственность за нарушение обязательств по перевозке имеет значительную специфику: она характеризуется ограничением права на полное возмещение убытков по сравнению с общим правилом, соответственно, к перевозчикам и экспедиторам должны в полной мере применяться положения по ограничению на полное возмещение убытков по отдельным видам обязательств и по обязательствам,связанным с определенным родом деятельности.


Однако, Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26.06.2018 г. № 26 подтвердил право на предъявление требований (“перевыставление претензий” — такой оборот прочно вошел в обиход) к экспедиторам и перевозчикам. Такие выводы высшей судебной инстанции страны стали возможны вследствие сформированной судебной практики.Практика, в свою очередь, сформировалась в связи с: а) стремлением перевозчиков экономить на оплате услуг юристов; б) пониманием экспедиторами и грузовладельцами необходимости инвестирования в юридическую защиту своего бизнеса. Как говорится, посей ветер — пожнешь бурю.



Поломка автомобиля не освобождает перевозчика от ответственности за опоздание на выгрузку.


Техника ломается — это факт. Однако, поломка автомобиля не является обстоятельством, освобождающим перевозчика от необходимости оплачивать штрафы и возмещать убытки, вызванные просрочкой доставки груза получателю. Также поломка транспортного средства не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Профессиональный перевозчик обязан разумно предвидеть возможность возникновения неисправности техники, принимать все меры к поддержанию автомобилей и прицепов в технической исправности.


Если поломка (неисправность) произошла вследствие действий третьих лиц, перевозчик вправе предъявить им регрессное требование в установленном законом порядке.


Стремление перевозчика донести до заказчика мысль о том, что он и так вынужден понести дополнительные затраты на дорогостоящий ремонт, вполне обосновано. Перевозчик действует так, исходя из собственных интересов и собственного понимания справедливости, пропущенного через призму своего субъективного восприятия ситуации.


В то же время зачастую факт просрочки доставки груза не удостоверяется надлежащим образом, однако, перевозчик, не обладая соответствующими знаниями, признает этот факт и пытается оправдать опоздание документами, подтверждающими ремонт автомобиля (чеками, заказ-нарядом и т.п.). Не стоит это делать до консультации с юристом. Во-первых, это никоим образом не освобождает перевозчика от ответственности, во-вторых, оправдание является признаком признания обстоятельства. Консультируйтесь с юристом, чтобы уменьшать свои потери и убытки.


Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.


Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора, обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.


В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).


Опоздание на выгрузку из-за долгой погрузки.


Если автомобиль был загружен с нарушением сроков, дата доставки сдвигается соразмерно этому времени (ст. 406 Гражданского кодекса РФ). Однако, за просрочку доставки свыше срока простоя под погрузкой, перевозчик обязан уплатить штраф.


К примеру, если в договоре предусмотрено, что погрузка может длиться 24 часа, а фактически перевозчик пробыл в пункте загрузки 72 часа, за просрочку доставки на 48 часов перевозчик не несет ответственность, однако за просрочку на большее время он ответственен.


Для перевозчика в таком случае важно проставлять в 6 графе всех экземпляров транспортной накладной фактические время прибытия и убытия с погрузки. Отсутствие этих отметок воспринимается судами негативно и создает трудности при доказывании факта простоя на погрузке, что в дальнейшем влечет риск взыскания штрафа за просрочку доставки груза, произошедшую не по вине перевозчика.


Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.


После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.


Доставка груза с опозданием при исполнении государственного контракта.


Если перевозка груза осуществляется во исполнение государственного (муниципального) контракта, опоздание на выгрузку может быть приравнено к неисполнению контракта (Постановление Конституционного суда РФ от 18 марта 2021 года № 7-П), что может повлечь привлечение перевозчика или экспедитора к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ. Наказаниями при совершении правонарушения по указанной статье являются:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Санкции весьма суровые; при этом они не отменяют применение гражданско-правовых последствий — штрафов и неустоек, предусмотренных законодательством или контрактом.


Единственным ограничением при вынесении постановления об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ является причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) критериями существенности являются:

  • размер и характер вреда;
  • особая ценность нарушенного блага для потерпевшего (заказчика контракта);
  • нарушение нормальной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Другими словами, под существенным вредом может пониматься практически всё что угодно (статья становится “резиновой”). Крайне важно тщательно изучать условия предлагаемого к подписанию контракта на предмет возможности его надлежащего исполнения. Для этого следует обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся на транспортном праве.

Добавить комментарий
Наталья Викторовна
Наталья Викторовна
Добрый день. Подскажите пожалуйста, в договоре с ТК нет конкретных сроков доставки. Но есть п.5 что экспедитор обязан уведомить клиента о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, но если в течении 10дней нет уведомления то эти обстоятельства не имеют значения в оправдании экспедитора. Груз не вышел ещё с Новосибирска , уже стоит там 14 дней( при сроке в 10-12 на тарифной сетке) ТК игнорирует. На что я могу подать претензию и на что сослаться, спасибо
Комментировать
Споры о сроках доставки

Профессиональный транспортный юрист поможет разрешить спор, касающийся сроков доставки груза.