Оспаривание штрафов за превышение допустимой массы и нагрузки на ось

от 15 000 руб.
  • обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • защита экспедиторов от привлечения к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ;
  • защита перевозчиков и грузоотправителей;
  • при невозможности отменить постановление — уменьшение размера штрафа.

Обжалование постановления — 30 000 рублей.

Уменьшение размера штрафа — 15 000 рублей.


Оспаривание штрафов за превышение нагрузки на ось и допустимой массы транспортного средстваДействующее законодательство предусматривает довольно суровые меры по отношению к административным нарушителям ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях. При этом самые большие штрафы приходятся на юридические лица, к которым, согласно примечанию к этой статье, приравниваются также индивидуальные предприниматели. Сумма штрафа может достигать пятисот тысяч рублей.


К ответственности привлекают как перевозчиков, так и грузоотправителей. При этом фиксация административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП, допускается и в полностью автоматическом режиме. Автоматические комплексы весового и габаритного контроля позволяют производить измерение параметров автомобиля без необходимости его остановки.


Возможно ли избежать административного штрафа за превышение общей массы автомобиля или нагрузки на ось? Да, безусловно. Опытные юристы нашей компании разбирают каждый случай индивидуально, находя в документах нестыковки, искажённую информацию, благодаря чему появляется возможность оспорить постановление о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности, либо снизить размер штрафа до минимально возможного.


Размер штрафов за превышение нагрузок на ось или общей массы транспортного средства.


С 14 апреля 2023 года административной ответственности за превышение общей массы ТС или осевой нагрузки подлежит только владелец транспортного средства, а первая часть ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении перегрузов была упразднена. Также следует обратить внимание на то, что не имеет значение статус привлекаемого лица — физическим лицам назначаются те же штрафы, что и предпринимателям или юридическим лицам. 


Штрафы за превышение нагрузок при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или Ространснадзора
Размер превышения и соответствующая часть ст. 12.21.1 КоАП Сумма штрафа для владельца транспортного средства
10-20% (2) 250 000 ₽
20-50% (3) 350 000 ₽
>50% (6) 400 000 ₽


Требование возместить ущерб, причинённый дорожному покрытию.


Защита перевозчиков от требований о возмещении вреда дорожному полотнуПомимо административного штрафа, перевозчик может быть привлечён к гражданской ответственности за причинение вреда дорожному полотну. Размер вреда определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 № 934 “О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации”.


Крайне важно понимать, что уплата административного штрафа не препятствует предъявлению перевозчику требования о возмещении причинённого вреда дорогам. К гражданской ответственности перевозчик может быть привлечён в течение срока исковой давности, составляющего 3 года.


Мы предлагаем перевозчикам услугу по защите от противоправных требований о возмещении вреда автомобильным дорогам, позволяя тем самым сосредоточиться на управлении бизнесом, отдав решение юридических вопросов на откуп профессионалам. Работа по защите перевозчиков и грузоотправителей строится следующим образом:


  • изучение ситуации и документов;
  • направление клиенту краткого заключения по интересующему его вопросу;
  • заключение договора на оказание юридических услуг, выдача доверенности;
  • оспаривание необоснованного постановления о привлечении перевозчика или грузоотправителя к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ.


Обжалование и отмена постановлений о привлечении к административной ответственности о превышении нагрузок в период временных (весенних) ограничений.


Следует особо отметить возможность обжалования постановлений, вынесенных по частям 1-6 и 10 статьи 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в период действия весенних ограничений на автомобильных дорогах. Чаще всего такие ограничения вводятся в регионах. Сотрудники Ространснадзора и ГИБДД неверно квалифицируют эти правонарушения, назначая перевозчикам и грузоотправителям высокие штрафы — от 100 до 500 тысяч рублей.


При вынесении инспектором постановления, в котором правонарушение неверно квалифицировано, его следует обжаловать в суд. Суд обязан произвести окончательную юридическую квалификацию совершенного правонарушения и переквалифицировать действия перевозчика на другую статью (или частью статьи) КРФоАП (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).


Срок обжалования постановления.


Законодательство Российской Федерации предусматривает достаточно сжатый срок для обжалования постановлений об административных правонарушениях — 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КРФоАП). Крайне важно не пропускать этот срок и обращаться за квалифицированной юридической помощью как можно раньше.


Несмотря на возможность восстановления пропущенного срока, отведенного на обжалование постановления, настоятельно рекомендую его не пропускать.


Физико-математические расчеты нагрузок на оси.


Можно ли оспорить постановление о превышении нагрузки на ось, приведя математическое (теоретическое) обоснование ошибочного измерения осевых нагрузок? Существует множество онлайн-калькуляторов расчета нагрузок на оси транспортного средства. Кроме того, существуют организации, предлагающие отменить постановление с помощью результатов расчетов осевых нагрузок, выполненных автоматизированными программно-аппаратными комплексами.


Однако, суды не принимают такие расчеты как доказательство ошибочного измерения весовых параметров. Причин тому две:

  • теоретические расчеты, даже выполненные с учетом большого количества переменных, не могут учесть все особенности размещения груза в кузове транспортного средства, внесение в конструкцию автомобиля изменений, влияющих на его вес. Также невозможно достоверно установить количество топлива в баках грузовика, нельзя утверждать, что перевозчик не догрузил транспортное средство другим грузом, о чем умолчал при вводе данных для расчета;
  • все комплексы весо-габаритного контроля имеют сертификат о поверке. Этот сертификат подтверждает, что результаты измерений весового оборудования имеют погрешность, не превышающую указанную в сертификате (в акте взвешивания эта погрешность указывается).

Никакие теоретические расчеты не могут опровергнуть результаты измерения веса на поверенных (сертифицированных) весах, поэтому этот довод не является определяющим при разрешении вопроса об отмене постановления о нарушении ст. 12.21.1 КоАП РФ.


Привлечение экспедитора к административной ответственности по ст. 12.21.1 КРФоАП.


Юридическая защита экспедитора от привлечения к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФПри фиксации перегруза по оси или по общей массе инспектором ГИБДД или Ространснадзора к ответственности привлекается водитель, ответственное лицо и юридическое лицо. Размытая формулировка позволяет инспектору, проводящему административное расследование, привлекать к ответственности как собственника транспортного средства, так и экспедитора, который фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика.


Привлечение экспедитора к ответственности за перегруз противоречит принципу назначения административного наказания лицу, в отношении которого установлена вина, в связи с чем является неправомерным.


Для того, чтобы экспедитора не привлекли к административной ответственности по ч. 1-6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо предоставить инспектору, который проводит административное расследование, мотивированное пояснение по существу правонарушения, предоставить доказательства отсутствия в действиях экспедитора вины.


Чтобы составить такое пояснение необходимо ознакомиться с имеющимися документами. Объем и перечень документов, подтверждающих отсутствие вины экспедитора в выявленном перегрузе, определяется юристом после краткой беседы.


При обращении за юридической помощью помните: чем раньше вы обратитесь к квалифицированному юристу, тем проще и быстрее разрешится проблема. Не допустить вынесение постановления об административном правонарушении эффективнее и менее затратно, чем отменять постановление в суде.


Уплата штрафа в двойном размере.


Двойной штраф за несвоевременную уплату административного штрафаЕсли Вам пришло постановление об уплате штрафа по ст. 12.21.1 КоАП РФ, но Вы в установленный законом срок не обжаловали постановление и не оплатили штраф, инспектор УГАДН или ГИБДД может выписать штраф в двойном размере на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Поэтому будьте внимательны, обращайтесь к нам незамедлительно после получения определения (извещения) о вызове Вас для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.21.1 КоАП РФ.


Если не получать "письмо счастья".


Что будет, если не получить “письмо счастья” из ГИБДД или Ространснадзора на почте? На первый взгляд, в этой идее есть рациональное зерно, но это только на первый взгляд. Рассуждения сторонников такого метода борьбы с оплатой административных штрафов (не только за перегруз) таковы: я не получаю уведомления, следовательно, я считаюсь не извещенным о совершающихся в моем отношении действиях государственных органов; мои права нарушаются, следовательно, все постановления не имеют силы, а если они попадут к приставам — я их отменю потому что просто не знал о них.


Думать так — считать себя умнее государства. Просто логически подумав можно понять, что не имеет права на существование лазейка в законе, воспользоваться которой можно не только умышленно, но и случайно (не имея привычки проверять почтовый ящик, например).


Законодательство любой страны не может учесть всех особенностей и нюансов, возникающих при его применении. Чтобы устранить этот недостаток, Верховный суд РФ периодически выпускает Постановления Пленума, в которых разъясняет как следует применять ту или иную правовую норму, чем руководствоваться судам при вынесении решений, постановлений, приговоров и других судебных актов.


Не стало исключением и неполучение нарушителем постановлений и определений административных органов. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняет, что уведомлять участвующих в деле об административном правонарушении лица можно любым доступным способом, который позволяет проконтролировать получение такого уведомления. При этом лицо считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда “Судебное”, утвержденных приказом ФГУП “Почта России” от 31 августа 2005 года № 343.


Не слушайте советчиков, у которых брат друга соседа нарушал каждый день, но не получал письма и поэтому не заплатил ни копейки. Регулярно проверяйте почтовый ящик по месту регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а если случилась неприятность и вы получили извещение или постановление из ГИБДД или Ространснадзора — обращайтесь к юристу.


Где рассматривается дело об отмене постановления?


В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.


Однако, п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” гласит буквально следующее: при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.


Таким образом, при подаче жалобы об отмене постановления следует направлять жалобу в суд, который обслуживает территорию, на которой было совершено правонарушение. Однако, ошибка при определении подсудности не повлечёт фатальных последствий; суд самостоятельно направит дело в нужный суд.


Уменьшение размера штрафа.


Если в результате изучения документов юрист установит, что отмена постановления об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, маловероятна, вам будет предложено уменьшить штраф в 2 раза. После вынесения постановления на уменьшенную сумму, у вас будет 20 дней на уплату 50% от этого, уже уменьшенного штрафа.


Например: вам пришло постановление о том, что автоматической системой весогабаритного контроля (проще говоря, рамкой) был выявлен перегруз транспортного средства на величину от 10 до 20 процентов. Указаное правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 12.21.1 КРФоАП, размер штрафа составляет 250 тысяч рублей. После того, как мы уменьшим эту сумму в два раза, будет вынесено постановление на сумму 125 тысяч рублей, а в течение 20 дней после вынесения постановления вы сможете уплатить половину этой суммы, то есть 62 500 рублей.


Наша результативность — 99%!


За период с начала 2015 года мы собрали статистику по результативности наших услуг по защите прав перевозчиков и грузоотправителей, связанных с превышением допустимой осевой или общей нагрузки. Результативность (количество случаев, в которых мы приняли решение о целесообразности защиты наших представляемых и занялись отменой постановления по ст. 12.21.1 КоАП РФ) на первом этапе обжалования постановления уполномоченного органа составила 93%. Оставшиеся 7% неудовлетворённых обжалований в подавляющем большинстве случаев успешно удовлетворялись при подаче апелляционной жалобы. Хороший ли это результат? Судить Вам.


Положительный результат обращения к транспортному юристу

Определение о прекращении дела об административном правонарушении