Экспедиторы и перевозчики все чаще пользуются услугами страховых компаний и страхуют свои риски для снижения и регулирования рисков, связанных с их профессиональной деятельностью. Подобная положительная тенденция прослеживается и в страховании грузовладельцами своих грузов. Страхование — отличный способ управлять рисками утраты, повреждения и хищения груза; но “отличный” не означает, что страховая компания оплатит стоимость утраченного или поврежденного груза моментально, по одному лишь письменному заявлению страхователя. Такие случаи конечно же бывают, но часто за получение страховой выплаты приходится сражаться и требовать от страховщика страховое возмещение.
Путь от подачи заявления о наступлении страхового события до фактического получения денег может занять несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:
- договор страхования всегда практически безупречен;
- у страховых компаний отлично обученные юристы, которые специализируются именно на таких делах;
- судебные споры по договорам страхования проходят (в подавляющем большинстве случаев) по месту регистрации страховой компании;
- арбитражные суды отдельно выделяют споры, по которым ответчиком (должником) является страховая компания (подробнее здесь);
- у страховщиков огромная, наработанная в их пользу, судебная практика, на которую они ссылаются.
Этот список далеко не полный, но по нему уже можно понять, что без участия опытного юриста, специализирующегося на делах, связанных с получением страхового возмещения перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем, шансы на успех весьма низкие.
Когда надо обращаться к юристу?
В идеале — до заключения договора страхования. Юрист проанализирует договор и правила страхования, укажет на тонкие места в документах и, возможно, вы предпочтете выбрать другую страховую компанию, в которой договор и правила страхования соответствуют целям, которые вы преследуете при страховании своей ответственности.
Если вы не обратились к юристу на стадии заключения страхового договора, а страховой случай уже наступил (допустим, сгорел перевозимый груз) — обязательно проконсультируйтесь с юристом до подачи заявления о наступлении события, подпадающего под застрахованный риск. Сведения, которые вы укажете в заявлении о случившемся страховом событии в дальнейшем будут играть огромную роль. Именно от этих сведений потом, в суде, будет зависеть удастся ли вам получить со страховщика выплату. Ни в коем случае не консультируйтесь с сотрудником страховой компании по поводу того, что вам указать в заявлении — сотрудник играет не в вашей команде, он никак не заинтересован в том, чтобы у его работодателя возникли крупные финансовые потери.
Часто застрахованное лицо обращается к юристу после получения отказа о выплате страхового возмещения. В таком случае необходимо предоставить все документы, относящиеся и к перевозке, и к договору страхования. В ходе консультации юрист определит перечень документов, которые ему необходимы для работы со страховым случаем и решения вашего вопроса.
Обращение к юристу во время длящейся судебной тяжбы со страховщиком наименее эффективное, но не безнадежное. Хотя, конечно, до этого лучше не доводить. Все надо делать вовремя, только тогда вы обеспечиваете надежную юридическую защиту собственных бизнес-интересов.
Мошенничество, грабеж или кража груза?
Страховая компания, выплачивая страховое возмещение, не просто дарит деньги застрахованному лицу, а взыскивает свои убытки (сумму выплаченного возмещения) с виновного лица. Это называется переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба или, если сказать одним словом, суброгация. Общий порядок суброгации установлен ст. 965 Гражданского кодекса РФ.
Многие страховые компании неохотно включают в страхуемые риски утрату груза в результате мошенничества. Чаще всего страхуются риски кражи груза и грабежа водителя, перевозящего груз.
При утрате груза по вине третьих лиц страховщик может воспользоваться правом на предъявление суброгационного требования только в том случае, если однозначно установлен виновник — вор, грабитель или мошенник. В отсутствие лица, виновного в утрате груза, страховая компания вынуждена относить выплаченное возмещение на свои убытки.
Криминальная статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие кражи или мошенничества. Разбой и грабеж случаются, но происходят не настолько часто. Именно это часто является краеугольным камнем всех страховых дел. Проблема в том, что грань между мошенничеством и кражей груза нередко очень тонка, поэтому от юриста страхователя требуются знания не только гражданского, но и уголовного и уголовно-процессуального права, чтобы при рассмотрении дела в суде убедить суд в том, что случившееся является страховым случаем и страховая компания обязана выплатить положенное по договору возмещение.
Взыскание страхового возмещения за утрату, повреждение, порчу груза.
Предположим, страховой случай наступил. Какова вероятность того, что страховщик добровольно выплатит страховое возмещение да еще и в полном объеме? Вероятность варьируется в зависимости от обстоятельств и выбранной вами страховой компании, но в среднем она равна примерно 20%. Если вы попали в остальные 80%, то необходимо взыскивать страховое возмещение в судебном порядке.
До обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап — это установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После 30 дней с момента отправки претензии вы вправе обратиться в суд с иском.
Этапы работы юриста по делам, связанным со страховыми спорами.
Так как споры со страховыми компаниями относятся к одной из самых сложных категорий судебных дел, юристу необходимо внимательно ознакомиться и изучить все имеющиеся материалы. Главные документы для юридического анализа:
- договор страхования;
- правила страхования;
- договор перевозки или экспедирования;
- заявка на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
- товарно-транспортная или транспортная накладная, экспедиторская расписка или иной документ, подтверждающий прием груза для перевозки у грузовладельца;
- документы, подтверждающие наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления компетентных государственных органов — МВД, МЧС и т. п.).
В ходе анализа необходимо увязать событие, в результате которого возникли убытки, с договором страхования; выяснить, является ли произошедшее страховым случаем, рассчитать сумму страховой выплаты с учетом всех обстоятельств, разработать тактику взыскания со страховщика возмещения.
После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию. Соблюдение претензионного порядка по делам, связанным с получением перевозчиком, экспедитором или грузовладельцем страхового возмещения, обязательно в силу ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд. На этом этапе начинается плотная работа по взысканию страховой выплаты — суды очень строго относятся к таким заявлениям, въедливо вчитываются в содержание договора и правил страхования. В свою очередь страховая компания не ведет себя пассивно, наоборот, страховщик активно защищает свою позицию, представляя в суд мотивированные отзывы, возражения и пояснения на иск.
Как долго длятся дела по страховым спорам?
Бывает, что по нескольку лет. Однозначно гарантировать быстрое и приятное получение денег по суду со страховой организации не может ни один добросовестный юрист. Страховая компания располагает значительными ресурсами — человеческими, финансовыми, юридическими — позволяющими затягивать процесс выплаты страхователю. Страховщики, как и любые юридические лица, ведут деятельность для получения прибыли. Каждая страховая выплата уменьшает размер этой прибыли, поэтому вполне естественно, что страховая компания будет всеми способами стремиться уменьшить процент страховых дел, по которым застрахованные лица будут получать возмещение.
Страховые компании содержат большие штаты юристов, что позволяет вырабатывать новые тактики и схемы защиты. Например, некоторое время у страховщиков в судах проходили доводы о том, что Уставом автомобильного транспорта и Законом о транспортно-экспедиторской деятельности прямо не предусмотрена возможность перевозчиков и экспедиторов страховать свои риски, вследствие чего заключенный договор страхования рисков перевозчика является недействительным. Исправлять юридически абсурдную ситуацию пришлось Верховному Суду РФ (п. 12 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции).
Подытожим.
Страхование груза или ответственности за груз — не самое дешевое удовольствие. Если вы решили застраховать свою ответственность экспедитора или перевозчика (либо вы грузовладелец и застраховали перевозимый груз), обратитесь к юристу, предоставьте ему договор страхования для анализа. На этом этапе вы сможете понять, “сработает” ли страховка при хищении, утрате или порче груза. Если страховой случай произошел — обращайтесь к юристу для составления заявления о получении страхового возмещения и дальнейшего ведения дела, вплоть до получения подлежащих выплате сумм.