Правила перевозки грузов 2022 года

Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2116 вносит очередные изменения в порядок оформления перевозочных документов. Ранее действовавший раздел VIII Правил перевозки грузов автомобильным транспортом утратил силу с 01 января 2022 года (подпункт 25 пункта 3 Постановления). С 01 марта 2022 года Правила перевозки грузов дополняется разделом IX “Порядок оформления или формирования транспортной накладной в части требований к ее заполнению”. Подготовлена новая форма транспортной накладной, в которой количество граф сократится с 17 до 12, но сведений нужно будет указывать (неожиданно) больше. Применять новую форму транспортной накладной следует с 01 марта 2022 года.


Внешний вид новой формы транспортной накладной приведен на изображениях ниже.


Применение электронных перевозочных документов регулируется статьей 18.1 Устава автомобильного транспорта. 10 января 2022 года вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы РФ от 09 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065@ “Об утверждении форматов электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда”. Этим приказом устанавливаются требования технического характера (формат, структура, наименование файла и прочее); он предназначен больше для операторов информационной системы электронных перевозочных документов, но некоторые моменты вызывают вопросы. К примеру, из содержания абзацев 3 и 5 пункта 2 приказа следует, что информация о, соответственно, приеме и сдаче груза подтверждается усиленной квалифицированной подписью перевозчика (не водителя), но погрузки нередко происходят в ночное время, следовательно, перевозчику придется либо организовывать ночные дежурства сотрудников, уполномоченных подписывать перевозочные документы, либо транспортное средство будет простаивать после погрузки до утра, пока не будет подписана транспортная накладная.


Важное уточнение будет внесено в 8-ой пункт Правил перевозки грузов — с 1 марта 2022 года заявка на перевозку груза будет считаться предварительным договором (ст. 429 Гражданского кодекса РФ), а основной договор будет считаться заключенным после подписания грузоотправителем и перевозчиком раздела 8 “Прием груза” транспортной накладной.


Если транспортная накладная будет использоваться в качестве первичного учетного документа, то она составляется в четырех экземплярах (абз. 4 п. 10 Правил перевозки грузов) — для лица, от которого забирается груз, грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя соответственно.


Изменение формы транспортной накладной 2022 года.

 

Форма транспортной накладной (скачать в формате PDF) в 2022 году претерпит изменения: теперь в ней будет не 17, а всего 12 разделов (граф), но фактически количество вносимых в накладную сведений увеличится. Основные изменения, которые коснутся перевозчиков и грузовладельцев при заполнении транспортной накладной с марта 2022 года:

  • необходимо указывать реквизиты договоров на организацию перевозки (экспедиторский договор);
  • при осуществлении расчетов с перевозчиком лицом, отличным от грузоотправителя, следует указать реквизиты документа-основания тому;
  • появились новые основания владения транспортным средством — совместная собственность супругов и безвозмездное пользование;
  • при аренде, лизинге или безвозмездном пользовании транспортным средством необходимо указывать реквизиты соответствующего договора (документа);
  • добавлена строка для указания реквизитов владельца объекта инфраструктуры пункта погрузки (имеются в виду сведения о логистических центрах, обслуживающих несколько грузовладельцев).

Самое большое количество изменений произошло в разделе 12 “Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)”:

  • следует выделять и указывать сумму налога в цене перевозки;
  • необходимо указывать реквизиты экономического субъекта, составившего документ о факте хозяйственной жизни и основания, по которым этот субъект такой документ составляет;
  • в транспортной накладной требуется указать реквизиты лица, которое будет оплачивать перевозку.

Из раздела о стоимости перевозки убраны откровенно излишние сведения о размере платы за проезд по платным дорогам, стоимости погрузочно-разгрузочных работ и подобные. Теперь цена за перевозку указывается в твердой сумме без выделения в ней составляющих.


Следует отметить, что пунктом 100 раздела IX Правил перевозки грузов установлено, что подлежат заполнению все графы транспортной накладной за исключением тех, которые помечены “при необходимости”. Однако, Федеральная налоговая служба России в Письме от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@ указывала, что при отсутствии в 16-ой графе “Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы (при необходимости)” транспортной накладной сведений она не может быть принята к налоговому учету расходов на перевозку.


Позиция фискального ведомства основывается на пп. 5 ч. 2 ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете”, согласно которого одним из обязательных реквизитов первичного документа является величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Всем несогласным ФНС предлагает обращаться в суд со ссылкой на п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26, которым разрешено использовать любые доказательства, а не только транспортную накладную, для подтверждения заключения договора перевозки.


Зачем нужны изменения?


В статье о внесении изменений в Правила перевозки грузов 2021 года я указывал, что основной целью является “обеление” отрасли грузоперевозок. Изменения, вступающие в силу с марта 2022 года, являются следующим шагом к полному переводу всех перевозок в цифровой формат, что позволит фискальным органам в автоматизированном режиме отслеживать попытки неправомерного возмещения НДС.


Но есть и положительный момент: благодаря необходимости указания в транспортной накладной реквизитов договора аренды транспортного средства, теоретически (практические результаты будут ясны спустя 3-4 месяца после вступления в силу обновленных Правил перевозки грузов) будет проще доказать факт выбытия автомобиля из владения собственника при оспаривании штрафов за перегруз и негабарит (ст. 12.21.1 КоАП РФ). В настоящее время суды достаточно критически относятся к предоставляемым договорам аренды и их можно понять — эти договоры можно составлять задним числом без каких-либо ограничений. Срок привлечения лица к административной ответственности достаточно короткий — всего 2 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), а по окончании разбирательства по рассмотрению жалобы приходится прекращать производство по делу об административном правонарушении без назначения наказания в виде штрафа.

Отзывы
Добавить отзыв
Марина
Марина
Спасибо огромное за оперативный ответ! Можно еще вопрос (возможно он был бы уместнее в другой Вашей статье). Судебная практика и налоговые органы не отрицают как таковую двойную природу договора экспедиции. Тем не менее ФНС cейчас продвигает позицию, что договор ТЭО = посредничество и только посредничество (даже если экспедитор берет на себя все обязательства по сохранности перед клиентом для ФНС главное, что он фактически сам не везет ), соответственно экспедитор должен выделять свое вознаграждение и обращаться к клиенту за возмещением расходов (например , понесенных в связи с выплатой перевозчику). Cовсем утопично сейчас работать по ТЭО, выстроенным по модели возмедного оказания услуг и выставлять заказчику реализацию общей суммой без выделения в структуре вознагр. и расходов ( т.е. как при обычном оказании возм. услуг с привлечением третьих лиц) ? Исходим из того, что во всей цепочке экспедиторов и фактических перевозчиков нет неблагонадежных участников и основная цель работать в неразделяемом тарифе нежелание коммерчески раскрываться перед своим заказчиком.
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Марина, такой порядок работы в цепочке клиент-экспедитор действительно имеет место, подробнее я писал в предыдущей статье https://gruzconsult.ru/articles/nds-s-provoznoi-platy.

Однако действующее законодательство не обязывает экспедитора разделять свое вознаграждение и затраты на перевозку, поэтому здесь все зависит от договоренности сторон.
Марина
Марина
Добрый день!
Подразумевает ли законодатель (в данном случае в т.ч. ФНС) владение через аренду транспортных средств с экипажем? Вопрос задан в связи с тем, что п. 2ст. 635 ГК РФ члены экипажа являются РАБОТНИКАМИ арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. В то же время по Правилам перевозки
"водитель" - физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком (то есть арендатором);
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Марина. Вы всё правильно понимаете — договор аренды транспортного средства с экипажем не превращает экспедитора в перевозчика, так как правоотношения трудового или гражданско-правового характера с водителем не возникают. Формально (!) договор аренды с экипажем является основанием для указания экспедитора в транспортной накладной в качестве перевозчика только в случае, когда заключается договор аренды с владельцем транспортного средства, который сам находится за рулём.
Vadim
Vadim
Добрый день. Тогда получается, если мы, как экспедитор берем в работу перевозчика, который сам лично оказывает услугу перевозки на своем ТС, то в графе перевозчик имеем право указать, как его так и себя(экспедитора)? А в случае, если мы привлекаем перевозчика, который в свою очередь арендует у кого-то ТС и водителя(экипаж), то должны указывать арендодателя, а не арендатора. И в случае, если мы привлекаем собственника ТС с водителями в штате, то его и указываем? Спасибо за ответ.
Андрей
Андрей
Требования что водитель подписывает усиленой кэп сейчас нет.водитель может подписывать электр. тр. накладную нэп или пэп
Комментировать
Тамара
Тамара
Добрый день, Антон.
Вопрос по заполнению обновлённой транспортной накладной пункт 7. Кроме данных о ТС и типе владения, там есть ещё строка «Реквизиты документа(-ов), подтверждающего(-их) основание владения грузовым автомобилем (тягачом, а также прицепом (полуприцепом) (для типов владения 3, 4, 5». Правильно ли я понимаю, что здесь имеется ввиду договора аренды и лизинга, которые заключены перевозчиком или экспедитором?
Комментировать
Антон Смородников
Антон Смородников
Здравствуйте, Тамара. Да, всё верно, следует указывать реквизиты договора аренды, лизинга или безвозмездного пользования (для последнего варианта возможно указание реквизитов доверенности).